Воскресенье, 19.05.2024, 22:14
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории каталога
Windows XP [2]
Overclocking [3]
Мини-чат
200
Главная » Статьи » Overclocking

Разгон видеокарт
Приступаем к разгону видеокарт. На первый взгляд он немного проще, чем разгон процессора. Но разберемся в этом подробнее. Не будем рассматривать старые видеокарты, т.к. разгонять их особого смысла нет.
На видеокартах есть 2 параметра, которые могут повысить производительность при разгоне - это частоты ядра и памяти. Начнем, пожалуй, с ядра. Ядро – это собственно процессор (GPU) , который выполняет разного рода вычисления: графики, физики и т.д. GPU современных видеокарт устроен намного сложнее центральных процессоров (CPU). Он состоит из большого количества блоков, которые занимаются каждый своим видом вычислений. Естественно, при повышении частоты GPU вычисления проходят быстрее, графика обрабатывается быстрее, и мы можем более комфортно играть в игры.

Перед тем как разгонять карту: убедитесь в том, что на номинальных частотах температура ядра в порядке (меньше 75-80°С в нагрузке), так же посмотрите на систему охлаждения карты, если она пассивная (только радиатор без вентилятора), то обязательно нужно позаботиться о дополнительном обдуве карты, для уменьшения температур. Перед разгоном памяти убедитесь, охлаждается ли память, есть ли радиаторы на ней, если их нет, то нужно проверить температуру памяти. Т.к. на памяти нет термодатчика и ее температуру мы не знаем, то проверяем просто, во время игры (например) аккуратно пальцем трогаем чипы. Если палец можно держать свободно без ожогов больше 5 секунд, то температура памяти в норме :)

Теперь собственно перейдем к повышению частоты. Повышать частоту GPU можно с помощью специальных программ. Самая известная из этих программ – это RivaTuner. Подходит для разгона карт и от NVIDIA и от ATI/AMD. Так же есть не менее хорошие программы AtiTool (тоже универсальна), ATI tray tools(только для ATI/AMD), NV Tray tools (только для NV) и другие. Я бы посоветовал новичкам разгонять видеокарты программой AtiTool, т.к. она достаточно понятна и наглядна (хотя это на ваш выбор). Процедура повышения частоты достаточно простая, просто тыкаем на ползунок с надписью GPU (Частота ядра) и медленно передвигаем его вверх (или вправо для RiveTuner) на небольшой шаг (10-20Mhz ) и нажимаем кнопку Применить/Apply/Set Clock

Примечание: на современных картах часто используются 3 режима работы: 2D режим, low 3D, performance 3D. Используются они для того, чтобы понизить тепловыделение и энергопотребление видеокарты в 2D режиме, например во время работы пользователя в офисных приложениях, когда никакую сложную графику просчитывать не нужно.

Так вот поднимать частоту нужно естественно у режима 3D. Тестировать видеокарты на предмет корректной работы на такой частоте можно в той же AtiTool, нажав кнопку “Scan for artifacts”, можно протестировав играя в какую-нибудь игру, или погонять 3D Mark. Если карта работает некорректно на таких частотах, то мы увидим артефакты: искажение картинки (разные полосы, дерганье текстур и т.д. ) или компьютер просто зависнет, или перезагрузится. Ничего страшного в этом нет, карточка будет работать дальше (если вы следили за температурой как рассказано в пункте “Перед тем как разгонять карту”). Если же протестировав немного карту никаких проблем замечено не было, то повышаем частоту дальше. И так до тех пор, пока не увидим артефакты. Потом понижаем немного частоту GPU для большей надежности. На этом разгон ядра окончен.
Разгон видеопамяти осуществляется в точности так же как и GPU. За изменении частоты памяти отвечает ползунок с названием наподобие Memory Clock Частоту видеопамяти тоже можно менять помегагерцно. Так же небольшими шагами повышаем частоту, тестируем, повышаем дальше. Когда нашли предел немного понижаем для большей надежности.
Для справки: примерную частоту разгона памяти всегда можно спрогнозировать (естественно, что прогноз не будет точным)- смотрим на чипы памяти своей видеокарты. На них указана маркировка. В принципе по маркировке можно найти datasheet на память и посмотреть какая частота для этой памяти является номинальной, при каком напряжении и с какими таймингами. Но можно поступить проще. По маркировке можно определить такой параметр как “задержка” (оно же латенсность/время выборки).
Прикрепленное изображение
В данном случае в конце 2 строки написано BC12, что означает, задержка равна 1,2 ns (наносекунды). Теперь поделив 1000 на нашу задержку 1,2 получаем 833 (1666) Mhz Это и является штатной частотой для нашей памяти. Значит, до такой частоты в большинстве случаев память точно разгонится, а дальше как повезет.

Так же многие программы (nTimings, AtiTool, AtiTrayTools и т.д. ) позволяют менять тайминги видеопамяти. Так что тут как и в разгоне оперативной памяти нужно выдержать баланс частоты и таймингов для получения большей производительности. Но на практике к изменению таймингов видеопамяти прибегают редко, т.к. это достаточно долго подбирать нужные тайминги и каждый раз тестировать производительность после изменения. Я думаю этого будет достаточно для получения основ разгона видеокарт.

Теперь немного отклонимся от разгона в чистом виде. Поразмышляем над тем а чем собственно отличаются видеокарты из одной линейки и видеокарты с разными суффиксами в названии.
Видеокарты одной линейки с разными названиями (например, GF 8600GT и GF8800GTS) часто отличаются достаточно серьезно (все современные видеокарты) основаны на разных ядрах, имеют разную ширину шины доступа к памяти и т.д. Но это было не всегда так. Например, только разными номинальными частотами (и возможно разной памятью) отличаются такие карты как: ATI Radeon: 9200 и 9250, 9550 и 9600 (некоторые), GF5200 и GF5500, GF 6200 (некоторые) и GF7100, GF7900 и GF7950.
В большинстве случаев младшая видеокарта после разгона всегда догоняет и обгоняет по производительности старшую, таким образом можно например сэкономить на покупке видеокарт.
Теперь самые знаменитые видеокарты, которые переделываются в более мощные.
Начнем с классического примера Radeon 9500 и 9700. Первый имеет то же ядро что и 9700. И на “правильных” видеокартах есть возможность открыть недостающие конвееры до 8 и разблокировать шину до 256bit, после чего разогнав до соответствующих частот получить в чистом виде карту Radeon 9700. Из следующей линейки это конечно переделки и разгон карт X800GTO (на чипе R480) в карты X850. Карты на одинаковых чипах. После перепрошики нужного БИОСа на X800GTO на ней открываются все 16 конвееров (если они не битые) как на X850, после разгона получается самая быстрая карта из тех, что поддерживали ShaderModel 2.0 Из следующей линейки это переделка X1800GTO в X1800XT/XL , путем все той же перепрошивки БИОСа. Насколько я помню, так переделывались абсолютно все карты X1800GTO без ограничений. Следующий на очереди Radeon X1900GT самых первых партий (сейчас таких не найти) путем перепрошивки БИОСа и разгона становились Radeon X1900XT.со всеми открытыми пиксельными и вершинными блоками. Из NVIDIA. Начнем пожалуй с переделки 6200 в 6600. работает при правильной карточке 6200 как в AGP так и в PCI-E варианте. Если карта правильная, без поддержки TurboCash и прочей ерунды, нужной ревизии , с ядром NV43V ревизии А2, с 128bit шиной, то велик шанс открыть на ней недостающие конвееры путем все той же перепрошивки БИОСа, либо выставления нужных настроек в RivaTuner’е. Ну тут еще стоит упомянуть переделку урезанных GF6800 на NV40/45 ядрах в полноценные GF6800GT и даже после разгона возможно достичь производительности GF6800ULTRA. В наше время производители не допускают таких переделок, чтобы сохранить себе больше прибыли и блокируют все возможности по переделке на уровне ядра.
Но всегда остается еще 1 хитрый маневр. Если взять карты с одинаковыми названиями и разными суффиксами, например 1950GT и 1950Pro . Почти всегда младшую из них можно разогнать до уровня старшей и выше. Т.к. на таких видеокартах используются одинаковые ядра (но не всегда ), то это позволяет оверклокерам немного сэкономить при покупке. На самом деле такой вариант очень часто используется и при покупке процессоров. Зачем покупать более дорогой, если можно купить младший в линейке и разогнать до тех же частот?

Теперь коснемся непосредственно разгона видеокарт еще раз. На некоторых линейках видеокарт есть особенности, зная которые можно обеспечить себе большую производительность при разгоне.
1)Если карта имеет узкую шину памяти 128bit и меньше, то скорее всего разгон памяти даст бОльший прирост производительности играх.
2) Если шина широкая, 256bit и более, то бОльший прирост производительности произойдет при разгоне ядра
3) Для видеокарт NVIDIA 7 серии характерно следующая особенность. Часто разгон ядра сдерживает частота блока геометрии, которая повышается вместе с повышением частоты GPU. В таком случае можно отредактировать образ БИОСа, выставив там отрицательную дельту для блока геометрии, после прошивки отредактированного БИОСа, блок геометрии будет работать на меньшей частоте, чем остальные блоки. Часто это позволяет улучшить разгон GPU в результате чего, частота блока геометрии должна приблизиться к той, которая была для него предельной. Но т.к. остальные блоки GPU будут работать на большей частоте, то в конечном итоге это принесет больше производительности.
4) На картах ATI X1000 серии есть интересная особенность в разгоне памяти. При разгоне памяти на уровне драйвера вместе с частотой памяти повышаются и ее тайминги. (это происходит после определенных значений частоты) Таким образом иногда получается хорошо разогнать память, но автоматически повышенные драйвером тайминги на ней будут такие высокие, что это приведет к не самой лучшей производительности. Можно же поступить по-другому. Разгонять на низком уровне (обычно программы для разгона поддерживают 2 режима разгона: через драйвер и низкоуровневый) при этом тайминги останутся на месте, но частота, возможно, будет немного меньше, хотя в конечном итоге это может дать большую производительность перед вариантом с высокой частотой и высокими таймингами. Поэтому здесь важно выбрать нужный вариант, а можно и самому поиграть с таймингами (что будет еще лучше) и добиться наибольшей производительности.
5)Что касается 8800 серии NVIDIA.Естественно нужно разгонять и ядро и память, но существует мнение, что большую производительность позволяет получить разгон ShaderDomain (шейдерный домен). Для этого нужен RivaTuner 2.05 версии и дрова НЕ ниже чем 163.71 (для XP), 163.69 (Vista). В ХР нужно поставить значение ключа NVAPIUsageBehaviour в 1 (Вкладка Power User/System/ ) Далее в вкладке System tweaks/Overclocking можно разгонять Шейдерный Домен. Т.е. когда вы уже думаете, что выжали из ядра все, то можно попробовать дальше разогнать ShaderDomain и получить прирост производительности.

Надеюсь эта статья помогла вам понять основные принципы разгона видеокарт, а так же некоторые особенности и нюансы.

Источник: http://forum.sibnet.ru/index.php?s=a4bd620f10bd45e25b872b8a41cc818d&showtopic=6583
Категория: Overclocking | Добавил: 1NF1N1TY (29.11.2007)
Просмотров: 1027 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0